— Александр, постоянно меняющиеся условия современного мира заставляют рестораторов быть гибкими и быстро реагировать на изменения. Что вы поменяли или планируете изменить в работе вашего холдинга? Возможно, использовать AI, чтобы опережать своих конкурентов?
— Искусственный интеллект используем только для каких-то маркетинговых целей. Создаем стильные и модные картины для оформления ресторанов. Но мы сейчас работаем над цифровизацией бизнес-процессов. Доделываем приложение, в котором будет объединено все — система лояльности, доставка, бронирование столиков в ресторанах, отзывы и так далее. Все в одном флаконе. В отличие от холдингов-конкурентов, у которых есть похожие проекты, приложение будет работать во всех странах мира, в которых есть наши рестораны. Мы постоянно развиваемся. Если ты не меняешься или не меняешь свои подходы, свои взгляды и свою команду, то ты будешь стоять на месте.
— Насколько я знаю, сейчас основные ваши интересы сосредоточены на освоении Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан и т. д.)? Расскажите о стратегии вашего развития и в какие страны, и с какими проектами планируете выходить? Тем более, что вы заявляли, что в 2024 году планируете открыть 27 новых проектов по всему миру...
— В Казахстане мы собираемся запустить несколько новых крупных проектов, как в Алматы, так и Астане. Прежде всего большой комплекс в Алматы в Медео — Queen Country Club. Концепция достаточно необычная для нашего холдинга — семейный ресторан за городом. На его территории будут и шатры, и специальные места для проведения различных мероприятий и банкетов. А также большой банный комплекс, включающий в себя восемь зданий, построенных в стиле альпийских шале — «Орловские бани». Кроме того, мы запланировали открыть еще один мультифункциональный современный комплекс — Yurta. Площадь в две тысячи квадратных метров, на которых будут находиться бутик-отель, несколько баров и ресторан национальной кухни с интерьером в тюркском стиле и с шоу-программой. Ну, и по классике, в Астане и Алматы мы откроем несколько новых ресторанов сети «Тануки».
— Как долго, по-вашему, может продолжаться такая активная экспансия? Как вы оцениваете емкость рынка в Казахстане, Узбекистане и Азербайджане?
— Крайне сложно определить емкость ресторанных рынков этих стран. Все зависит от спроса гостей на наши концепции, но мы работаем в этих странах, понимаем эти рынки и видим, как они активно развиваются. Туристический поток растет с каждый годом, и я уверен, что все в ресторанной индустрии будет хорошо. Sun Group сейчас активно развивается и в столице Узбекистана — Ташкенте. Там мы открыли новый ресторан итальянской кухни CuCicina, грузинский «Манана» и, разумеется, заведения сети «Тануки». И мы начали осваивать новый регион — Азербайджан. В нем в 2024 году также запустим ресторан греческой кухни EVA и несколько заведений More&More. А год спустя — «Орловские бани».
— Александр, под вашим управлением десятки ресторанов в разных странах мира. Как вы справляетесь с такой огромной нагрузкой, как управленец, и что вам помогает в этой работе?
— Послушайте, есть крупные международные компании, которые работают в десятках странах мира и работают успешно. Не существует никаких границ и человек способен контролировать любой объем знаний. Все зависит лишь от его когнитивных способностей.
— Раньше рестораны в Казахстане в плане гастрономии ориентировались на московские и питерские проекты. А сейчас, как мне кажется, наметился другой тренд — развитие и подчеркивание именно казахстанского колорита?
— Тренды существуют разные, но вы правы, сейчас есть запрос гостей на национальную, но более гастрономическую кухню. Для работы над новым национальным проектом Yurta мы привлекли историка-этнолога, который помогает нам с точки зрения старинных рецептов, аутентичного декора и орнаментов. В ресторане будет бар, в котором гостям будут подавать различные виды кумыса, в том числе и копченый кумыс. Поэтому мы хотим сделать коктейльный лист из кумыса и нам нужен будет сомелье по этому напитку. Кроме того, у меня есть идея сделать в меню раздел с верблюжьим мясом. Это довольно редкое направление, хотя это мясо очень вкусное.
— Сейчас у рестораторов большие проблемы с кадрами, а вы активно привлекаете к работе экспертов в разных областях. Вы считаете это оправданным, ведь такие специалисты очень дорогостоящие?
— Эксперты — это не кадры! У нас бюджет большого ресторана составляет несколько миллионов долларов. И нам проще заплатить определенную, пусть и довольно значительную, сумму эксперту, чтобы обеспечить более точное попадание в ту цель, которая у нас намечена. Это окупается.
— При выходе на новые рынки вы знаете, как приучить к кухне своих проектов нового гостя или же каждый раз необходимо адаптировать меню под местные вкусы?
— Мы достаточно гибко подходим к тому, что ждут наши гости и предлагаем им соответствующий продукт. Например, в Баку мы запустили проект «Каспийка» и привезли много мидий, пять видов устриц и массу морепродуктов. Местные жители никогда их не пробовали, и мы смогли их удивить. Мне нравится давать людям интересную еду!
— Вы запустили большой комплекс «Орловские бани» в Астане. Планируете ли масштабировать этот проект и выходить с ним в другие города и страны?
— Да, я планирую развивать этот проект и открывать его в других странах. Думаю, что «Орловские бани» отличное название для проектов в Казахстане и Азербайджане. Правда, для Европы и Дубая мы пока еще ищем подходящее англоязычное название.
— Какие цели и задачи ставите перед собой на ближайшие годы, чего хочется добиться?
— Что хочется добиться? Хороший вопрос. На самом деле, я не знаю. За ближайшие годы, пока у меня есть энергия и силы, хочется добиться максимальных результатов в той отрасли, которой я занимаюсь. У меня все нацелено на развитие и максимальную экспансию. Агрессивную, насколько это возможно (смеется). Ну, а там, как обычно, время покажет, что получится!